Решили.
Открываете магазин продуктов.
Определились с примерным ассортиментом…
Чего проще? Для начала стандартный набор — продукты, напитки, алкоголь, сигареты, сопутствующие товары.
Что дальше?
Какова формула успешного магазина?
Есть ли шансы превратить его в процветающий бизнес? Приносящий деньги и удовлетворение?
А почему нет?
Розничная торговля — это достаточно прибыльно и понятно. Купил — продал — заработал.
Все зависит от …
Вот и разберемся от чего все зависит.
Сегодня мы остановимся на формате «магазин у дома». Надо же с чего-то начинать.
Можно долго спорить о преимуществах и недостатках прилавочной торговли и самообслуживания.
Но нужно признать, что «прилавок» – вымирающий формат. Вариантов его использования маловато.
1.Перво-наперво это магазины в сельской местности, издавна считающиеся не только местом для покупок, но и достаточно мощным средство коммуникации. Кто если не Валька (продавец в местном сельмаге) знает все обо всех. Где как не здесь, стоя в очереди, у вас есть время поболтать, обменяться новостями со знакомыми, не очень знакомыми и совсем незнакомыми людьми . Это, так сказать, местный новостной портал. Да и ассортимент здесь всегда понятный и стабильный. Вы всегда точно знаете зачем идете в такой магазин. Никогда не купите лишнего. А если чего-то вдруг вам не досталось, то всегда можно оставить заказ продавцу или попросить, что бы в следующий раз вам этот товар отложили. Здесь же можно получить кредит до зарплаты, купив под запись в тетрадочку. Какой супермаркет предоставит вам такой сервис?
Мне даже кажется, в таком населенном пункте, был бы понятен формат двух магазинов напротив, от одного владельца. Один, прилавочной торговли, второй, магазин самообслуживания.
А почему нет?
В первом – добротный недорогой товар первой необходимости, без особого ассортиментного разнообразия, но востребованный покупателями. Пришел, купил, ушел. Не особо заморачиваясь на выбор. Сюда, если магазин хороший, не смотря ни на что, будет ходить народ. За солью, за спичками, за небольшим количеством товара, за штучным товаром и, конечно же, поговорить.
Во втором – богатый ассортимент, разнообразная ценовая политика, доступность товара, возможность самостоятельного выбора, комфортные условия для покупок, высокая скорость обслуживания при расчете.
Думаю, в данном случае, такой вариант (двойных стандартов) будет востребован еще некоторое время. И при правильном построении магазинов клиенты будут и там, и там.
2. Нельзя не согласиться, что для городских условий, прилавочная торговля не соответствует требованиям современного рынка.
Одно из исключений, когда в определенном районе нет площади подходящей под супермаркет, а магазин необходим.
Тогда вам повезло. Теперь все в ваших руках, и конкурировать вы будете, в худшем случае, с такими же небольшими магазинами.
3. Исключение третье. Нужно понимать, что небольшой магазин у дома ограничен территорией проживания вокруг него. В основном это зона видимости его от соседних домов и проходящих потоков людей. И ваши продажи не смогут превысить какого-то определенного устоявшегося уровня. Плюс-минус , в зависимости от вашей маркетинговой политики. И как вы не напрягайтесь, выше головы вы прыгнуть не сможете. Ваши клиенты , при таком раскладе, это жители близлежащих домов, и то если вы оч-ч-чень хорошо постараетесь.
Но даже если вы оч-ч-чень- оч-ч-чень хорошо постараетесь, то количество обслуживаемых клиентов будет ограничено маленькой площадью магазина и возникшей большой очередью из-за медленного обслуживания покупателей.В таком случае, для увеличения выручки, есть смысл открыть еще один или несколько таких же магазинчиков, в подобных районах.
Есть определенный слой населения, который обстановка супермаркетов, обилие выбора товаров просто пугает,
и им проще посетить маленький уютный магазинчик, где выбор небольшой но устраивающий его, а знакомая продавщица и подскажет и пообщается.
В таком случае, сеть небольших уютных семейных магазинов оправдывает себя.
4. Еще одно исключение составляют узкоспециализированные магазины:
- это, например, продажа товаров от производителей или представителями производителей (торгуют только своим товаром, нет необходимости в выборе, в большом ассортименте, для покупателя важна имиджевая составляющая, гарантия качества от производителя)
- товар требующий консультации продавца (мясные, рыбные, сырные продукты, кондитерские изделия,напитки на розлив и др.)
- товар требующий предоставления дополнительных услуг (например порезка, фасовка, упаковка и т. д.).
Кстати именно из-за последних двух пунктов прилавочная торговля осталась в супермаркетах, внутри зоны самообслуживания магазина.Есть колбасные,сырные, рыбные отделы, кулинария и т. д. Которые внутри магазина работают из-за прилавка.
Учитывая, что дальше мы будем говорить о магазинах самообслуживания,
взвесим все “за” и “против” обоих форматов торговли.
Магазины прилавочной торговли.
Плюсы:
- проверенный временем формат;
- личный контакт продавца и покупателя (в случае если продавец вежливый и приветливый), возможность завязать долгосрочные отношения с клиентом;
- стабильный, понятный, минимально необходимый ассортимент (ничего лишнего при покупках);
- обычно “шаговая доступность”, магазин совсем рядом возле дома;
- относительно небольшие затраты на торговое оборудование;
- минимальное воровство от покупателей.
Минусы:
- очень низкая скорость обслуживания, продавец обычно сам отпускает товар и рассчитывает покупателя;
- недоверие к продавцу (наверняка он, считая на калькуляторе, “накидывает свой интерес”);
- отсутствие контакта с товаром (нет возможности проверить качество,срок годности, состояние и т.д. товара);
- непонимание количества времени, которое ты проведешь в очереди;
- ограниченный ассортимент товара;
- ограниченная видимость товара;
- необходимость стоять в нескольких очередях за разным товаром;
- неэффективное использование помещения под размещение товара (на половине площади люди бесцельно, с точки зрения покупки, толкутся в очереди).
Магазины самообслуживания.
Плюсы:
- выше в 1,5-3 раза товарооборот и прибыль, по сравнению с прилавочной торговлей на той же площади;
- комфортные условия покупки: (возможность самостоятельного выбора товаров, время выбора не ограничено);
- использование практически всей площади магазина под торговлю;
- возможность размещения большого ассортимента товаров;
- возможность управления потоком покупателей и влияния на их покупательское решение;
- увеличение продаж за счет незапланированных покупок;
- быстрая скорость расчета за товар (оплата за все в одном месте, автоматизированная система расчета).
Минусы:
Основным минусом, кроме достаточно высоких затрат на оборудование, называют большой процент воровства. Если в прилавочной торговле оно возможно в основном со стороны продавцов, то в самообслуживании добавляются еще и покупатели. Но от этого никуда не деться. Считается, что достаточно высокий товарооборот в таком магазине оправдывает часть таких потерь.
Потери на воровстве в магазине до 2-3% считаются нормальными,
до 7% – ненормальными, в причинах которых необходимо разбираться и принять меры для их уменьшения. Больше 8%, вы не в состоянии контролировать свой магазин, работать так дальше не имеет смысла.
Итак, в связи с вышеизложенным можно сделать вывод,
- если вы находитесь в достаточно большом населенном пункте с развитой инфраструктурой, то склоняться надо к магазину самообслуживания, хотя при определенных обстоятельствах (которые мы рассматривали выше), возможна и прилавочная торговля;
- если небольшом – то, как говорится, есть варианты, но исходя из нашей практики, как минимум один супермаркет здесь себя оправдает.
В любом случае, независимо от того, какой формат магазина выберете вы, знайте, что
лучшая система обслуживания – это та которая привлечет наибольшее количество покупателей.
Подумайте — Как покупаете лично Вы.
- свежие и качественные продукты;
- хорошо видеть то, что покупаете (потрогать и почитать о продуктах, проверить срок годности, состав,производителя );
- когда вам предоставляют выбор в товарах, или наоборот, когда в магазине есть именно те товары за которыми вы пришли;
- когда вас обслуживает приветливый и внимательный продавец;
- когда вас «узнают» в магазине (дают вам понять, что вы именно тот покупатель которого здесь ждали) и предоставляют определенные привилегии (скидки, акции …);
- когда можете увидеть и проверить расчеты по вашим покупкам (чеки).
Вы НЕ любите:
- когда вас обвешивают и обсчитывают;
- когда вам подсовывают просроченные продукты;
- когда вам хамят в магазине;
- когда вам приходится пропихиваться и проталкиваться между людей к необходимому товару (большинству ваших покупателей достаточно того, что они толкаются в маршрутках, троллейбусах, автобусах,трамваях, метро);
- стоять в очередях, так как это самое бесполезно проведенное вами время за день;
- наверняка, что-то еще….
Думать как покупатель – вот залог успеха любого магазина (владельца магазина)!
Прилавочную торговлю оставляем до поры до времени, а в дальнейших статьях рассмотрим магазин самообслуживания самого распространенного формата “Магазин у дома”. А так же шаги, которые необходимо предпринять для осуществления Вашей мечты.
1. Выбор местоположения.
2. Анализ конкурентной среды.
3. Выбор режима работы.
4. Планирование зала, подбор оборудования, проект размещения оборудования.
5. Согласование проекта с поставщиками оборудования (подводка коммуникаций- электрических,слаботочных сетей)
6. Строительные, отделочные работы.
7. Монтаж оборудования.
8. Поиск поставщиков.
9. Подбор, обучение персонала.
10. Создание базы товаров.
11. Завоз продуктов.
12. Открытие магазина.
13. Анализ продаж.
14. Инвентаризации.
15. Корректировка ассортимента, цен.
16. Маркетинговые мероприятия.
Твитнуть